Новости
9 февраля 2023

ЦЗЛ Калужской области принял участие в оценке детских проектов в рамках конкурса «Подрост»

1272

В Брянске на базе ГАУДО «Брянский областной эколого-биологический центр» 7 февраля был проведён региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» – «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам». Основными целями данного мероприятия, проводимого на регулярной основе, являются активизация деятельности школьных лесничеств, привлечение внимания школьников к проблемам сохранения и восстановления лесных ресурсов Брянщины, постановка опытной и исследовательской работы в школьных лесничествах.

В этом году в составе экспертной группы по оценке работ принял участие специалист ЦЗЛ Калужской области Кирилл Дорохов. Также в составе жюри присутствовали сотрудники управления лесами Брянской области, филиала ФГБУ «Рослесинфорг» – «Заплеспроект» и ФГБОУ ВО «БГИТУ».

В заочном туре конкурса были представлены 16 работ, шесть из которых были допущены до следующего очного тура. Отобранные работы были выполнены школьниками, обучающимися в 7-10 классах. Работы были объединены общей природоохранной, эколого-лесоводственной тематикой. Список тем разнообразен и по-настоящему интересен. Были представлены исследования по определению запасов черники и лекарственного сырья на лесных участках разных районов области, исследовалась горимость лесов и определение классов пожарной опасности в регионе, рассматривались эколого-биологические особенности сосны обыкновенной в условиях техногенного загрязнения. В форме проектов разрабатывалась экологическая тропа в дюнном массиве на территории местного памятника природы, а также комплекс организационных мероприятий по проведению лесовосстановления.

Не видя перед собой соревнующихся в конкурсе молодых ребят и девушек, а только ознакомившись с их наработками, сложно представить, что это работы школьников-подростков, настолько грамотно и по-научному корректно выстроены их исследования и рассуждения! Большая роль здесь, конечно же, отводится наставникам и педагогам (в основном учителям биологии и географии), сумевшим поставить актуальные цели, рассмотреть интересные вопросы и прийти к строго обоснованным выводам. Поэтому главной особенностью проведённого этапа можно считать высокий уровень проработки проектов и исследовательских работ за счёт применения общепризнанных методик и самоотдачи исполнителей в процессе сбора, обработки и подготовки материалов.

Оценка конкурсных работ не обошлась без сюрприза – призовых мест было больше, чем предполагали организаторы – настолько сложен был выбор у жюри. В результате первое и второе место заняли девятиклассники Олонцева Алёна и Горбачёв Евгений, подопечные руководителя школьного лесничества «Березка» МАОУ Бытошская СОШ, чьи работы выделялись глубиной проработки, а презентации и доклады остались без нареканий и были рекомендованы как образцы для последующего применения. Третье призовое место разделили ученик восьмого класса Ночной Даниил со своим проектом «Свенские дюны» и Кравченко Иван из СОШ г. Унечи, удачно справившийся с определением запасов черники. Остальные школьники получили сертификаты участников конкурса и рекомендации о продолжении своих исследований.

Задачей экспертов в подобных конкурсах является не только объективная оценка результатов стараний участников, но и поддержка выбранных направлений для исследования. Ведь раскрывшаяся в школьном возрасте любовь к природе и закрепленная в практических навыках полезная природоохранная деятельность, позитивно отразится на будущей жизни этого поколения молодых исследователей.