Говоря о войнах и сражениях, мы обычно вспоминаем о полководцах, их стратегиях и тактиках, а также о доблести солдат. Однако, не менее важным является вклад тех, кто формирует облик вооруженных сил. Это изобретатели и конструкторы, чьи разработки играют ключевую роль. Александр Александрович Морозов, уроженец Брянщины, является одним из таких выдающихся отечественных конструкторов.
Александр Морозов родился 29 октября 1904 года в городе Бежица (ныне Бежицкий район Брянска). Его отец – Александр Дмитриевич – был слесарем на Брянском заводе, за участие в революционном движении он потерял работу и всей семье пришлось переезжать в Харьков, где отцу удалось устроиться на паровозостроительный завод.
В 15 лет будущий конструктор начал работать на Харьковском заводе. Изначально он занимался копированием чертежей, постепенно получал навыки чертежника-конструктора. Отслужив в Красной Армии в период с 1926 по 1928 год, Морозов получил распределение в танковую конструкторскую группу своего же завода, его специализацией стала трансмиссия и ходовая часть боевой машины. Параллельно Александр Морозов получал профессиональные знания в вузах Москвы и Харькова, в том числе прошел курсы танковых командиров.
В 1937 году завод, на котором работал конструктор, получил заказ на создание «маневренного танка», который бы по своим характеристикам не уступал лучшим танкам в мире в быстроходности и маневренности, при этом надежно защищал экипаж. Руководить проектом был назначен Михаил Кошкин, который на тот момент уже являлся опытным и заслуженным конструктором Харьковского завода. Александр Морозов стал его заместителем. Перед советскими оружейниками стояла задача дальнейшего развития танка БТ-7, на базе которого в последствии конструкторы и создали великую «тридцатьчетверку» – всемирно известный советский танк Т-34. Именно он сыграл важную роль в ходе Великой Отечественной войны, оставшись в народной памяти в качестве главного танка Красной Армии.
Разрабатываемый танк получался для своего времени инновационным. С самого начала конструкторы шли наперекор существующей практики танкостроения. Так, на танк было решено поставить дизельный двигатель взамен бензинового, вместо сварной башни, было предложено сделать литую, которая лучше защищает экипаж. Также было принято решение сделать исключительно гусеничный вариант. Дело в том, что многие танки того времени имели двойной движитель: по хорошим дорогам он едет на колесах, а по плохим – на гусеницах. Конструкторы рассудили, что в боевых условиях менять колеса на гусеницы и обратно, может стоить человеческих потерь. Дополнительно предусматривалось использование в танке достаточно толстой брони, установленной под значительными углами. Лоб корпуса выполнялся из двух катаных листов толщиной по 45 мм, верхний устанавливался под наклоном 60° к вертикали, нижний – 53°, толщина верхней лобовой детали достигала 90 мм, нижней – 75 мм. В ходе боев было установлено, что основные немецкие противотанковые средства не могут справиться с броней Т-34.
По окончании войны Александр Морозов вместе с эвакуированным заводом вернулся в Харьков, где продолжил свои конструкторские изыскания. После танков Т-44 и Т-54 был создан Т-64, отличавшийся повышенной манёвренностью и автоматом заряжания, 115-мм пушкой, комбинированной броней, новой ходовой частью, 700-сильным двигателем. До сих пор танк Т-64 состоит на вооружении ряда армий.
Во многом конструктор на 40 лет предвосхитил основные идеи современного танкостроения. За свои заслуги он был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, трижды получал Сталинскую и один раз Ленинскую премии, награждён многочисленными орденами и медалями. Александр Александрович Морозов служит примером для многих поколений отечественных конструкторов, он оставил след в истории России как выдающийся конструктор, один из создателей российской школы танкостроения.