Новости
8 августа 2025

Взятие советскими воинами одной из ключевых высот Великой Отечественной войны⁠⁠ – Зайцевой горы в Калужской области

503

В конце 1941 года войска 50-й армии генерала Ивана Васильевича Болдина в ходе контрнаступления под Москвой отбросили противника от Тулы, освободили Калугу и в январе 1942 года вышли к Варшавскому шоссе.

Тут советские войска наткнулись на укрепленную немецкую оборону в самой высокой точке нынешней Калужской области – на Зайцевой горе в Барятинском районе. Эта местность, состоящая из двух холмов – Фомино-1 (высота 269,8 метра) и Фомино-2 (высота 275,6 метра), стала местом ожесточенных и тяжелых боев в период с февраля 1942 года по март 1943 года за контроль над Варшавским шоссе.

До войны «Зайцевой горой» называлась деревня, расположенная на одной из высот, однако солдаты распространили это название на всю местность. Немецкое командование уделяло серьезное внимание обороне на данном участке, поскольку по Варшавскому шоссе шло снабжение окруженной немецкой Юхновской группировки. Авиация противника держала господство в воздухе, все немецкие позиции были обложены минными полями. Противник имел здесь сеть опорных пунктов, насыщенных вооружением. С господствующих высот немцы контролировали местность на десятки километров.

Генерал Болдин получил приказ перерезать проходящее между высотами Варшавское шоссе и занять Зайцеву гору. 12 апреля 1942 года на подходах к горе бойцы под обстрелом проложили путь через Шанино болото. На пушки и минометы, которые удавалось на руках перетащить через болото, немцы отвечали шквалом артиллеристского огня по пристрелянным целям, наблюдая противника как на ладони. Все понимали, что высоту необходимо взять, пока не началась весенняя распутица, которая сделает Шанино болото непроходимым.

В результате весенних боев за бойцами 50-й армии осталась значительная часть открытого поля перед Зайцевой горой. На этот раз генерал Болдин придумал военную хитрость. В конце лета, когда почва подсохла, он приказал делать под немецкие позиции на горе подкоп. Со всей армии собрали команду из 43 человек, в основном шахтёров из Донбасса. Ночью 23 августа команда бойцов скрытно выдвинулась на передовые позиции и приступила к работам. Копали лопатами и кирками при свете фонаря, землю оттаскивали ведрами. Рабочее пространство составляло 80 на 60 сантиметров, в котором на полусогнутых ногах сменами по три человека работали горняки. В процессе работы стал ощущаться острый недостаток кислорода. Придумали сконструировать вентиляционную установку из кузнечного меха и гофрированных трубок от противогазов. Немцы неоднократно посылали разведгруппы, чтобы захватить языка из советской части, непонятно чем занимающейся у них под носом. В такие минуты шахтеры брали в руки оружие и отбивали атаки.

К 29 сентября бойцам удалось завершить работы по прокладке тоннеля к блиндажам и противотанковой батарее врага и заложить 25 тонн взрывчатки.

4 октября 1942 года взрывчатку привели в действие. Казалось, что гора от внутреннего удара подпрыгнула. Мощь взрыва была такова, что в радиусе нескольких километров начали детонировать вражеские минные поля. В результате взрыва погибло около 400 немецких солдат. Долго удерживать высоту советским войскам не удалось, через некоторое время враг снова овладел ею и освободить Зайцеву гору удалось только в марте 1943 года.

В сражениях в районе Зайцевой горы полегли десятки тысяч советских солдат и офицеров. Останки бойцов на протяжении десяти лет поднимают из земли участники Международной военно-исторической экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе». Одним из таких участников является сотрудник Калужского филиала Рослесозащиты – заместитель директора филиала Дмитрий Александрович Апаршин, который продолжает дело сохранения памяти, участвуя в поисковых работах, помогая возвращать имена неизвестных солдат, отдавших свои жизни за мирное будущее.